Терроризм и экстемизм: История вопроса
Терроризм – «идеология насилия и практика воздействия на принятое решение органами государственной власти, организациями или отдельными лицами. История возникновения терроризма уходит в века».
Некоторые авторы предлагают искать истоки терроризма в Библии. В качестве примера, В. Кафтан предлагает рассматривать египетские казни (Ветхий Завет, Исх. 5:12), «когда 2,5 тыс. лет назад в течение трех месяцев было осуществлено десять терактов с использованием средств массового поражения: отравленная вода, превращенная в «кровь», покрытие земли Египетской жабами, нашествие мошек и наказание «песьими мухами» (оводами), мор скота, вызывание язв и нарывов у людей, поражение градом и огнем, нашествие саранчи, от которой «земли не было видно» и которая «поела траву земную, все плоды древесные», а также вязкая темнота, которую не могли рассеять даже факелы.
Последней, десятой «казнью» стало массовое истребление «ангелом-губителем» (Евр. 11:28) всех, от «первенцев от фараона до первенца узника в тюрьме». В итоге «не было дома, где не было мертвеца». Делалось это для устрашения фараона, державшего в рабстве еврейский народ, но огромное количество жертв было и среди египтян».
Постепенно мы видим, что терроризм начинает приобретать исламский оттенок, это можно связать с арабо-израильским конфликтом. В борьбе используются террористы-смертники, массовые беспорядки, безадресный террор, а также громкие акции, которые направлены на дезорганизацию общества, например, угон самолетов, взятие заложников общественных деятелей. Мы видим, что террор используется, как политический инструмент.
Определимся с пониманием экстремизма. Среди известных определений «экстремизм представляет собой особое состояние сознания представителей той или иной национальной, религиозной, культурной общности, характеризующиеся ощущением сверх ценности исповедуемых идей, тотальным безоговорочным подчинением своей жизни их реализации, отрицанием возможности иного отличного видения мира, приверженностью к крайним, иногда насильственным методам достижения избранных целей».
И.В. Вехов рассматривает феномен экстремизма с позиций социологической науки, он полагает, что экстремизм – девиантное поведением, которое имеет идеологический базис, он направлен на отрицание сложившегося устройства общества.
Долгова связывает данное явление с посягательствами на те или иные объекты – определённые формы демократии, элементы политической системы общества и т. п.
Н. А. Романов в одной из первых монографических работ по данной проблеме определяет политический экстремизм как «социальное явление в области политической борьбы, для которого характерно систематическое, всестороннее и организованное использование насилия, противоречащего моральным и правовым установкам общества, для достижения политических целей».
Зачастую выделяют три вида экстремизма: политический, этнический, религиозный. Политический экстремизм означает обращение, находящихся в конфликте предпринимателей (буржуазия и её управляющие) и наемных работников (физического и умственного труда), к экстремистским методам борьбы за свои экономические, политические интересы и символическое признание, например, стачки, локауты, шантаж, поджоги, убийство лидеров, подготовка государственного переворота, насильственные революции и контрреволюции, уничтожение политической оппозиции, гражданская война. Направляется и организуется радикальными лидерами, заинтересованными группами и политическими партиями левого и правого крыла.
В условиях институционализации классовой борьбы и роста средних социальных слоёв, классово-политический экстремизм находит всё меньше приверженцев. Возобновляется в условиях трансформирующегося общества, экономических кризисов и политической нестабильности.
К этнополитического экстремизму относится обращение членов конфликтующих этнических групп к экстремистским методам борьбы за экономические ресурсы, политическую власть, определение её символов, а также этнического статуса и приоритетов государственной политики. Возникает тогда, когда конфликт становится рутинным, чередования соглашений и вооруженной борьбы, когда центральная власть не способна восстановить отношения субординации и координации с периферией, а политизированная этногруппа объединяется с военизированными и криминальными структурами.
При поддержке международных экстремистских организаций, деятельность направляется и организуется местными радикальными этническими лидерами, полевыми командирами и преступными режимами, управляющими войсковыми операциями по требованиям сепаратизма, осуществляющими с помощью бандформирований террористические и диверсионные акты, захват населенных пунктов и дорог, минирование коммуникаций, нападения на транспортные средства, этнические чистки, погромы, похищение, захват заложников, убийство военнослужащих и гражданских лиц. Обосновывается идеологией этнического национализма, служащей средством конфликтной мобилизации этногруппы. Наибольшее распространение в мире получил в полиэтничных обществах стран Азии, Африки, Ближнего Востока, в бывшей Югославии, на постсоветском пространстве и в других государствах, ставших на путь модернизации своей экономической, политической систем и смены культурных приоритетов. Имеет разновидность, именуемую расовым экстремизмом, так, например, после разгрома нацистской Германии, где расизм был официальной идеологией, и успеха гражданских движений за расовое равноправие, расовый экстремизм сохраняется на местном уровне в конфликте между местными жителями и мигрантами иной этнической и расовой принадлежности.
Религиозно-политический экстремизм означает обращение участников конфликта к экстремистским методам борьбы в целях утверждения национальной теократической власти и международного религиозно-политического порядка. Направляется и организуется харизматическими и авторитарными лидерами и имеет сетевую международную структуру (Аль-Каида и др. аналогичные организации). Такой экстремизм обосновывается идеологией воинствующего политического фундаментализма, для которой характерны избирательное обращение к верованиям и практикам сакрального прошлого, ориентация на теократические порядки будущего мироустройства и нетерпимость к существующим народам–иноверцам.
При разнообразии региональных обстоятельств и исторических традиций, влияющих на возникновение современных движений политического фундаментализма (иудейского, протестантского, католического, исламского и др.), программы движений обладают сходством: они направлены на преодоление противоречивых последствий модернизации светских национальных государств по западному образцу.
Религиозно-политические конфликты отличаются затяжным характером, повышенной кровопролитностью, высокой технологичностью террористических акций и с трудом поддаются прекращению во всех странах мира, в том числе России.
В. Ю. Сокол отмечает, что под экстремизмом, «следует понимать деятельность в политической сфере жизни общества организованной группы (социального слоя, партии и т. п.) или отдельных лиц, направленную на насильственное изменение существующего конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и (или) возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека или группы лиц по социальному, расовому, национальному, языковому, религиозному или иному признаку».
Российский политик, юрист В. Устинов говорит, что: «пропаганду и использование насилия и других радикальных средств для достижения любых политических целей, не обязательно националистического характера. Политический экстремизм может иметь разную идеологическую направленность (фашистскую, коммунистическую, сепаратистскую и др.) и проявляться в сферах национальных отношений, религиозных вероучений, межпартийной или внутрипартийной борьбы, внешней и внутренней политики».
Галицкий предлагает определять «экстремизм как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон».
Существуют так же методологические подходы к определению причин политического экстремизма. Систематизируем данные подходы:
Социально-философский анализ: экстремизм – деятельность, обусловленная и мотивированная экстремистской идеологией.
Политико-юридический подход: экстремизм – уголовное преступление против общественной безопасности, вызванное применением политической стратегии.
Социологический подход: экстремизм вызван социальной средой глубокого неравенства и обострением конкуренции за ограниченные ресурсы.
Экономический подход: экстремизм вызван превышением выгод над потерями от проведения экстремистского акта.
Социально-психологический подход: базовый источник экстремизма – психологическое состояние нестабильности общества.
И. Кудряшова перечисляет характерные признаки, которые определяют экстремизм. «К ним относят публичные призывы к имению конституционного строя РФ, а следовательно ущемление политических и гражданских права граждан РФ. Создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной розни и публичное выражение намерений ограничить права граждан по этим признакам. Представление своих целей, идеалов или отличительных признаков с помощью символики, в недалеком прошлом присущей национал-социалистическому режиму Германии и фашистскому режиму Италии. И конечно публичное одобрение национал-социалистических, фашистских и иных тоталитарных режимов, отрицание преступлений, совершенных такими режимами, оправдание их лидеров и политики».
М. Яхьяев говорит о необходимости различать понятия «терроризм» от «экстремизм». Понятие «экстремизм» представляет особый способ социального действия, который включает в себе такие ключевые моменты, как идеология, мотивация цели и специфические средства воздействия. В отличие от «экстремизма» понятие «террор» охватывает только один из видов противоправного действия. «Террор» можно обозначить как способ политического действия, который выражается в насилии, угрозах, других насильственных действий, как физических, так и психологических, направленных на противника. Захват заложников, шантаж, угрозы, угон самолетов, взятие заложников, убийства – те средства, которыми пользуется террористы. Как уже было отмечено выше, понятие экстремизма несколько шире понятия терроризма. Следовательно, экстремизм может использовать другие средства разрушения, которые будут близки террору.
Террористические акты всего лишь один из способов проявления идеологии экстремизма, который в свою очередь обладает достаточно специфической формой борьбы с «неверным» со стороны экстремистского мира. Но еще больше экстремизм отличается от терроризма на уровне идеологии.
М. Яхьяев, отмечает, что если так получается, что экстремистское действие не мотивировано идеологий, то действие нельзя считать экстремистским, придавая ему весь негативный спектр значения.
Лунев приводит пример, среди преступной молодежи США, в статье отмечается, что «несовершеннолетние характеризуются большой агрессивностью и прямой враждебностью к властям». Если действие экстремизма не мотивируется какой-то идеологической идеей, то это действие сложно считать экстремистским.
Усиление профилактики экстремизма и терроризма зачастую зависит от строгого контроля социокультурных тенденций. В области мониторинга социальной напряжённости и конфликтов на всех уровнях требуется систематический подход. Акцент на административно-правовые механизмы необходимо усиливать, с упором на область массовой информации и миграционные процессы, с критическим взглядом особенно на взаимодействие с молодёжью. В контексте этого, практика СМИ, повторяющая изображения мест совершения терактов, подлежит резкому осуждению – такие действия лишь способствуют достижению целей террористов.
С. А. Воронцов, А. В. Понеделков и Р. Х. Усманов подчёркивают недостаточность действий государства и общества в сфере просвещения молодёжи, подверженной влиянию террористических пропагандистов и их информационных стратегий. В ответ стратегия государства должна обгонять террористические организации, активно влияя на формирование «новых медиа», осуществляя продуманную пропаганду, особенно в российских социальных сетях, а не ограничиваться формальными мерами. В условиях постоянно развивающегося цифрового пространства обеспечение безопасного и грамотного общения среди молодежи предстает важнейшей задачей.
Таким образом, экстремизм и терроризм по-прежнему являются угрозой XXI века. Опасность состоит не только в жестоких и изощренных формах, но и в прочной идеологической основе. Идеология насилия, подчинения, которая отрицает права личности, общества, государства, стремится уничтожить институты гражданского общества и правового государства, а это приводит к нарушению прав, свобод, интересов граждан, порождая недовольство в различных сферах общественной жизни, и является благоприятной почвой для активной пропаганды со стороны террористов, предлагающих им взамен «интересную» и наполненную смыслом жизнь. Человеку сложно жить в условиях идейного вакуума, в отсутствии системы сплоченности и духовно-нравственных ориентиров, поэтому он начинает искать ценности и смыслы в экстремистских идеологиях.
В современных условиях проблема экстремизма приобретает особое значение. Произошедшие события в государствах Большого Кавказа, значительно обострили необходимость поиска путей снижения угроз. Важно понимать, что социальная проблема терроризма и экстремизма приводит к формированию устойчивого восприятия данного явления в контексте религиозных предпочтений, что является недопустимым. Личное отношение студентов к актам терроризма зачастую обуславливает серьезность подходов к безопасности в условиях ВУЗа, что определяет актуальность выбранной темы работы.
История ХX—ХXI веков свидетельствует о том, что проблема терроризма является одной из глобальных и самых болезненных для человеческой цивилизации.
Для успеха в противодействии терроризму мало усилий государственных структур, необходимо деятельное участие всего общества. Особенно важно проведение профилактической антитеррористической работы в молодежной среде, так как в современных социально-экономических условиях идеология терроризма может стать привлекательной для части молодых россиян. Учреждения культуры, образования, общественные организации должны сообща воспитывать у подрастающего поколения антитеррористическое мировоззрение и чувство патриотизма, конкретными делами доказывать, что населяющие Россию национальности, какими бы разными они ни были, — единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
ГБПОУ РО «Ростовский технологический техникум сервиса»
