Неделя психологии_подростки
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — решающий период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом.
Подростковый возраст является фазой развития идентичности и построения отношений со сверстниками, поэтому их онлайн - деятельность в основном фокусируется на взаимодействии с ними. Именно по этой причине Интернет, как форма массовой информации, в значительной степени влияет на рискованное поведение молодежи и, следовательно, на состояние ее здоровья.
Д.Б. Эльконин писал, что интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. В этом данный период подростки начинают задумываться над вопросами «Кто я?», «К какой группе принадлежу?», «Каким я выгляжу в глазах других?». Именно тогда им необходимо признание и «принятие» в группу, ощущение того, что он на своем месте. Наблюдая за страницей подростков в социальных сетях, можно заметить, что они постоянно выкладывают фотографии, пишут «кричащие» посты, снимают безумные ролики для того, чтобы их заметили и признали. Серьезные изменения претерпевает и самооценка подростка, так как он воспринимает оценку себя окружающей группой как объективность. В.Л. Малыгин в своем исследовании выявил, что чаще всего зависимость формируется у подростков с низкой или сильно дифференцированной самооценкой. И он отмечает, что у подростков склонных интернет-зависимости снижено ощущения удовлетворенности и наполненности жизни.
Подростковый возраст — решающий период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом.
Подростковый возраст является фазой развития идентичности и построения отношений со сверстниками, поэтому их онлайн - деятельность в основном фокусируется на взаимодействии с ними. Именно по этой причине Интернет, как форма массовой информации, в значительной степени влияет на рискованное поведение молодежи и, следовательно, на состояние ее здоровья.
Д.Б. Эльконин писал, что интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. В этом данный период подростки начинают задумываться над вопросами «Кто я?», «К какой группе принадлежу?», «Каким я выгляжу в глазах других?». Именно тогда им необходимо признание и «принятие» в группу, ощущение того, что он на своем месте. Наблюдая за страницей подростков в социальных сетях, можно заметить, что они постоянно выкладывают фотографии, пишут «кричащие» посты, снимают безумные ролики для того, чтобы их заметили и признали. Серьезные изменения претерпевает и самооценка подростка, так как он воспринимает оценку себя окружающей группой как объективность. В.Л. Малыгин в своем исследовании выявил, что чаще всего зависимость формируется у подростков с низкой или сильно дифференцированной самооценкой. И он отмечает, что у подростков склонных интернет-зависимости снижено ощущения удовлетворенности и наполненности жизни.
Подростковый возраст является одним из самых сложных вследствие специфики поведения и реагирования. Для него характерны бурные гормональные, психоэмоциональные и социальные перестройки: с одной стороны это перемены в поведении, образе мыслей и представлениях (Эриксон Э., 1995), с другой — психологические нарушения, сопровождающиеся эмоциональной нестабильностью, нервозностью, тревогой и агрессией (Сухарева Г.Е., 1955; Ковалев В. В., 1995; Личко А. Е., 1985). М. Раттер (1987) говорит на этот счет, что данному возрастному периоду действительно характерны психологические трудности, временные эмоциональные расстройства, нестабильность, несдержанность, нарушения поведения. Однако, это вполне естественное и неотъемлемое явление, являющееся частью процесса развития. Сложный процесс формирования личности подростка, который сопровождается негативными эмоционально-поведенческими реакциями и психологическими трудностями, может сочетаться с агрессивными тенденциями. Неспособность преодолевать стрессовые ситуации конструктивно, трудности самоконтроля приводят к агрессивным актам направленным вне и внутрь себя, усугублению психоэмоционального состояния, а также являются причинами последующих трудностей в социализации и адаптации. Это все диктует необходимость выявления переменных, детерминирующих агрессивное поведение, которые могут как усиливать, так и подавлять его. Знание таких переменных будет способствовать более детальному пониманию механизмов агрессии, а также разработке более эффективных психолого-педагогических программ, направленных на работу с подростковой агрессивностью. 4 Например, Брекетт М., Майер Дж. Д и Уорнер Р.М (2004) в своем исследовании выявили, что одной из потенциально значимых переменных является эмоциональный интеллект, который связан со способностью распознавать и осознавать свои и чужие эмоции, а также управлять ими в различных ситуациях, что может проявляться как, например, контроль агрессивного поведения в конфликтах.
Для подросткового возраста наиболее характерные следующие три вида деятельности, которую они осуществляют с помощью интернета: познавательная, игровая и коммуникативная.
Познавательная деятельность – увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций, как крайний вариант - хакерство. Часто хакерами становятся в подростковом возрасте, компенсируя недостаточную развитость социальных навыков. О наиболее бросающиеся в глаза психологические особенности хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Деятельность хакеров подчиняется как познавательной мотивации, так и ряду других мотивов, среди которых корысть, стремление выразить себя и т.д.
Игровая деятельность - увлеченность компьютерными играми, в частности, играми посредством интернета. Игры для подростков – способ уйти от реального мира, выплеснуть свою агрессию, найти признание. Одной из наиболее важных проблем является перенос виртуального опыта в реальную жизнь. Подростки перестают разграничивать реальность и виртуальность, принимая роль игрового персонажа. Негативные эмоции и напряжение, испытываемое при игре, вызывают множество стрессовых состояний, негативных реакций, способствуют развитию несдержанности, вспыльчивости, конфликтности.
Коммуникативная деятельность - увлечение сетевой коммуникацией. Одна из самых распространенных сфер деятельности подростков в Интернете.
Неограниченный доступ к информации в сети Интернет может быть источником развлечения и генератором новых интересов, но также может быть источником новых и неизвестных угроз. Подростки легко отказываются от традиционных развлечений и заменяют их временем, проведенным в интернете. Кроме того, подростки часто считают жизнь без интернета скучной, что может привести к сильному чувству одиночества. Подросткам необходимо время для разрешения кризисов идентичности, утверждения своих установок, установления социальных связей и профессиональных целей. Частые посещения веб-сайтов, таких как онлайн-чаты, игровые сайты и подобные сайты, могут легко вызвать зависимость и негативно повлиять на здоровье и обучение подростков.
Постоянное общение только в интернет - пространстве, частое время провождение за онлайн играми «приводят к ухудшению коммуникативных навыков, не способствуют развитию речи и словарного запаса». На развитие подростка оказывает влияние интернет-зависимость, которая выражается в социальной аномии. В энциклопедическом словаре это понятие трактуется, как ограничение, лишение доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для полноценного формирования личности, что, в свою очередь, может затормозить психическое развитие ребенка.
ГБПОУ РО «Ростовский технологический техникум сервиса»
